Госдума РФ приняла в пятницу в первом чтении законопроект, вносящий изменения в статью 17 федерального закона "О внешней разведке", запрещающий гражданам с двойным гражданством или состоящим в общественных политических объединениях работать во внешней разведке. По своему идиотизму этот законопроект превосходит даже закон о запрете публичного упоминания доллара, а по наносимому вреду его можно сравнить разве что с ельцинским законом, запрещающим сбор досье.

"Сотрудником органов внешней разведки РФ может быть гражданин России, не имеющий гражданства иностранного государства, способный по своим профессиональным и личным качествам, возрасту, образованию, уровню профессиональной подготовки и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности", - говорится в законопроекте.

- Эта норма закона, - считает политолог Владимир Филин, - наносит прямой вред, так как ограничивает возможности внешней разведки для легальной работы за рубежом. Представим себе, что сотрудник разведки имеет возможность, скажем, благодаря жене-еврейке абсолютно легалдьно получить израильский паспорт и свободно ездить с ним по всему миру. Зачем же лишать разведку такой возможности? Правда, россияне, живущие за границей в соответствии с полученным вторым гражданством хотя бы формально ограждаются этой нормой от подозрений в шпионаже. Однако на деле это ставит спецслужбу перед необходимостью нарушать российский закон - в реальности сотрудник спецслужбы, работающий нелегально за границей, лишается в случае провала даже самой возможности получить поддержку государства, ради которого он идет на риск. И хотя в современном мире засылка шпионов-нелегалов а-ля Джеймс Бонд встречается редко, тем не менее данная законодательная норма выглядит очень странно. Так, будто в российский закон ее внес комитет по делам разведки Конгресса США или кто-то в этом роде.

Кроме того, согласно этому документу, сотрудники органов внешней разведки не могут состоять в общественных объединениях, преследующих политические цели, и создавать их.

"Я с изумлением прочитал эти строки, - говорит главный редактор ФОРУМА.мск Анатолий Баранов. - Закон предъявляет к сотруднику разведки высокие гражданские и моральные требования. В советское время этим требованиям мог соответствовать только член Коммунистической партии - такова была идеология, но именно на ней воспитывались три поколения советских людей. Сегодня идеология изменилась, но понятие гражданственности продолжает включать в себя и политическую определенность во взглядах. А закон фактически требует от сотрудника разведки политической индифферентности".

"Спецслужба, и внешняя разведка не исключение, без идеологии неизбежно вырождается в банду, - считает В.Филин. - К тому же сотрудник разведки, лишенный идеологической мотивации навряд ли сможет эффективно производить вербовку по идеологическим мотивам. В то время как именно вербовка по идеологическим мотивам является наиболее надежной, в отличие от вербовки по принципам материальной заинтересованности, путем шантажа и т.п."

- Есть старая поговорка "я бы пошел с таким парнем в разведку", - продолжает Баранов. - Но я бы не пошел в разведку с человеком, которому все равно, КПРФ или ЛДПР, "Единая Россия" или Партия любителей пива. А еще хуже, если человек имеет какие-то политические взгляды, но вынужден их скрывать из карьерных соображений. Я уже не говорю о тех сотрудниках разведки, которые на момент принятия закона уже состоят в каких-то партиях или политических организациях - перед ними, видимо, встанет выбор, либо уходить со службы, либо совершить предательство по отношению к своим политическим убеждениям. Фактически, закон, принятый думским большинством, носит разлагающий характер по отношению к личному составу российской разведки. Ну и, конечно, в самом нелепом положении оказываются те, кто занимается по роду службы политической разведкой: во-первых, политической разведкой теперь должны заниматься только те, кому эта тема внутренне глубоко безразлична; во-вторых они не могут, находясь внутри российских политических организаций, воспользоваться их внешними связями за рубежом, а в третьих, находясь в контакте с зарубежными политическими активистами не смогут подкрепить свою "легенду" ссылкой на реальных людей в российских политических структурах. Не говорю уже о поражении в правах для всех членов российских политических партий - это пусть оценивает Конституционный суд.