Фашизм возник в Италии в 1919 г. после Первой мировой войны из глубокого разочарования её результатами. Тогда в Европе демократические космополитические силы одержали победу над консервативными, монархическими, но победа демократии не принесла обещанных благ, а разразился сильнейший кризис: хаос, инфляция, массовая безработица. И против такой демократии началась реакция. К 1930-м. гг. половина европейских парламентов прекратила существование, везде возникли диктатуры – это явление было примечательно для тех лет.
Фашизм происходит от слова «фашина», это пучок, связка прутьев – символ ещё древнеримского государства, который Муссолини использовал как символику «нового Рима», так он называл своё государство. И, в общем, в фашизме на первый взгляд было много привлекательного.
Фашизм как связка провозгласил единство нации в противоположность марксистскому тезису о борьбе классов и в противоположность либерально-демократическому партийному принципу. Фашизм провозгласил корпоратив¬ное государство, построенное не на партийном принципе, когда партии участвуют в выборах, набирают голоса, а построенное на корпорациях - это естественная демокра¬тия, вырастающая снизу вверх, на основе производст¬венной, профессиональной общности людей. Корпорации могут быть, скажем, работников металлургической про¬мышленности, медицины, сельского хозяйства, причем каждая корпорация включает в себя как руководящий персонал, так и врачей, бухгалтеров, электриков, короче говоря, всех людей, которые задействованы в ней. В Японии сейчас что-то похожее существует на фирменной основе - фирма строится как ячейка общества; примерно то же хотел Муссолини, называя это "производственной демократией". Кстати, фашизм считали - как это, может быть, ни странно будет звучать - демократическим явле¬нием даже такие наши демократы, как Г. Федотов, известный публицист, историк Церкви, и его журнал "Новый град" об этом много писал.
Чем же привлекал фашизм? почему так много людей поддались этому соблазну - увидеть в фашизме что-то действительно новое, преоб¬ражающее всю Европу на фоне этого хаоса. Вот пример из "Доктрины фашизма" Муссолини:
«Фашизм - ... это духовная позиция, возникшая из общего движения нашего столетия против обессилевшего материалистического позитивизма XIX столетия... Это религиозное воззрение, рассматривающее человека в его внутренней связи с высшим законом, объективным ду¬хом, который превосходит отдельный индивидуум и делает его сознательным членом духовного сообщества... Народ - не раса или географическая область»...
Я прерву цитату, чтобы подчеркнуть, что в перво¬начальном фашизме не было расизма, который был в гитлеровском режиме; итальянцы не считали свой народ лучше других и высшей нацией, которой должен при¬надлежать мир, который нужно покорять. Но продолжу:
«Народ - не раса или географическая область, а не¬прерывно сохраняющаяся в историческом развитии общ¬ность, ... личность, духовное явление». И дальше о том, какие требования фашизм предъявлял к человеку: «Чело¬век фашизма подавляет в себе инстинкт эгоистичного желания, чтобы вместо этого в чувстве долга укоренить высшую жизнь нации, не ограниченную рамками про¬странства и времени: жизнь, в которой индивидуум пу¬тем самоотречения и пожертвования личных интересов, даже через смерть - осуществляет предельно духовное бытие, на котором основывается его человеческое досто¬инство... Ни одно действие не ускользает от моральной оценки. Поэтому жизнь в понятии фашиста - серьезна, строга, религиозна. Он создает из самого себя инстру¬мент построения достойной жизни...».
Как мы видим, вот это дисциплинирующее, собира¬ющее, орденское начало в фашизме на фоне хаоса, безработицы - оно привлекло очень многих людей. И даже нужно отметить, что католическая Цер¬ковь очень горячо поддерживала фашистские реформы и само движение фашизма, потому что оно соответст¬вовало социальному католическому учению, именно в его основе лежит корпоративное устройство общества.
Это не было какое-то преступное явление. Во всех европейских странах возникли партии, которые можно назвать фашистскими, даже в демокра¬тических странах, во Франции, в Англии. А где были осуществлены принципы этого корпоративного государ¬ства: они были осуществлены и в Италии, и в Австрии на чисто христианской основе именно в Австрии, это было при канцлере Дольфусе. И уж, конечно, важны примеры Испании и Португалии (при Франко и Салазаре) они в наиболее чистом виде выявили лучшие сто¬роны этих тенденций, которые тогда наметились во всей Европе.
Следует сказать о настроениях среди русской эмиграции. Очень мало эмигрантов было на стороне демократий, почти все симпатизировали авторитарным режимам, потому что именно авторитарные режимы были единственными, провозгласившими антикоммунистическую борьбу. Вспомним Антикоминтерновский пакт в 1930-е гг., - а демократии тогда вступили в союз со Сталиным именно против фашизма. Поэтому эмиграция симпатизировала авторитарным режимам.
Подавляющее большинство русских эмигрантов, если не прямо называли себя организациями фашистскими, то симпатизировали фашизму. Фашистскими были, скажем, на Дальнем Вос¬токе - "Союз русских фашистов", в Америке - партия Вонсяцкого, который издавал журнал "Фашист"; в Герма¬нии было русское национал - социалистическое движение. И даже самая крупная организация эмиграции, "Русский Обще-Воинский Союз" - это остатки Белых армий, кото¬рые соединились вместе в эмиграции, - тоже считал, что нужно изучать фашизм и нужно разрабатывать свой русский фашизм.

Приведу здесь вступительную статью В. Новикова к книге Б. Муссолини «Доктрина фашизма» вышедшей в Париже в 1938 году. Она как нельзя лучше характеризует настроение русской эмиграции тех лет:

«Величайшим явлением в жизни народов послевоенного периода является фашизм, который в настоящее время совершает свой победный путь по всему миру, завоевывая умы активных сил человечества и побуждая к пересмотру и перестройке всего общественного порядка.
Фашизм зародился в Италии и творцом его является гениальный вождь фашистской партии и глава Итальянского правительства Бенито Муссолини.
В борьбе Итальянского народа против надвигающегося на страну кошмара красного коммунизма фашизм дал итальянской молодежи, передовому бойцу за национальное возрождение, идеологическую основу для этой борьбы.
Коммунистической идеологии была противопоставлена новая идеология национального государства, национальной солидарности, национального пафоса.
Благодаря этому, фашизм создал мощную организацию активного меньшинства, которая, во имя национального идеала, вступила в решительную войну со всем старым миром коммунизма, социализма, либерализма, демократии и своим самоотверженным подвигом совершила духовную и государственную революцию, преобразившую современную Италию и положившую начало Итальянской фашистской государственности.
Совершив поход на Рим в октябре 1922 года, фашизм овладел государственной властью и приступил к перевоспитанию народа и реорганизации государства, в порядке основных законов которые окончательно закрепили форму фашистского государства. В ходе этой борьбы вырабатывалась и доктрина фашизма. В уставе фашистской партии, в постановлениях партийных и профсоюзных съездов, в резолюциях Большого Фашистского Совета в речах и статьях Бенито Муссолини постепенно формулировались основные положения фашизма. В 1932 году Муссолини посчитал своевременным дать своему учению законченную формулировку, что он сделал в своей работе "Доктрина фашизма", помещенной в 14 том итальянской энциклопедии. Для отдельного издания этой работы он дополнил ее примечаниями. Для Русского читателя весьма важно ознакомится с этим произведением Б. Муссолини. Фашизм есть новое мировоззрение, новая философия, новая корпоративная экономика, новое государственное учение. Таким образом, отвечая на все вопросы человеческого общежития, фашизм вышел за рамки национальной Италии. В нем выработались и нашли свою формулировку общие положения, определяющие нарождающийся общественный уклад 20-го столетия, почему они приобрели универсальное значение. Другими словами, идейное содержание фашизма сделалось общим достоянием. Всякий народ имеет свой национализм, и сам творит формы своего бытия; никакое подражание даже лучшим образцам недопустимо. Но основные идеи Итальянского фашизма оплодотворяют государственное строительство во всём мире. В настоящее время идеи фашизма имеют большое распространение среди Русской эмиграции.
Внимательное изучение фашизма началось приблизительно с 1924 года, когда в Сербии была сделана попытка организации Русской фашистской партии. Руководили этим движением проф. Д.П. Рузский и ген. П.В. Черский.
В 1927 году эта, так называемая, "национальная организация Русских фашистов" издала свою программу, которая, исходя из общих положений Итальянского фашизма, но соответственно русским условиям, намечала путь революционной борьбы с большевизмом и будущий ход восстановления освобожденной от коммунизма России.
Однако это движение не получило организационного развития. Зато идеи фашизма перебросились на Дальний Восток, где Русская эмиграция сумела использовать и, создав в 1931 году Российскую фашистскую партию, возглавленную молодым и талантливым человеком В.К. Родзаевским.
До настоящего момента Р.Ф.П. развила большую организаторскую и агитационную работу, издавая ежедневную газету "Наш Путь" и ежемесячный журнал "Нация".
На 3-ем съезде в 1935 году была принята новая партийная программа, которая представляет собой попытку приспособления начал универсального фашизма к Российской действительности в вопросах будущего устройства Российского государства.
Следует, однако, отметить, что идеология Российского фашизма на Дальнем Востоке находится под сильным влиянием Немецкого национал-социализма и за последнее время уклоняется в сторону старого Русского национализма.
Но и в Европе Русская фашистская мысль продолжает развиваться и представителем ее является журнал "Клич", издаваемый в Бельгии.
Редакция журнала "Клич", примкнула к программе национальной организации Российских фашистов и ведет проповедь фашистской идеологии, как единственного реального противовеса коммунизму, признавая при этом в Итальянской государственности, созданной гением Б. Муссолини, действительное разрешение кризиса, переживаемого современным обществом.
В развитие программы 1927 года, "Клич" издал брошюру своего сотрудника Вериста (псевдоним); "Основные начала Российского фашизма". В ней автор под лозунгом Российского фашизма "Бог, Нация и Труд", устанавливает общие положения Российского фашизма, представляющего собой учение о национальном возрождении России на основе новой национальной государственности, сформулированной и утвержденной на опыте Итальянской Империи создателем фашистской доктрины и вождем Итальянского фашизма Б. Муссолини.
При таком интересе Русской эмиграции к фашистскому учению нужно приветствовать издательство "Возрождение", пожелавшее предложить вниманию Русского читателя "Доктрину фашизма» Б. Муссолини.
Со своей стороны, переводчик считает своим долгом выразить Б. Муссолини свою глубокую признательность за его любезное согласие на издание русского перевода "Доктрины фашизма".

Париж, 10 июня 1938 года
Вячеслав Новиков

Даже такие люди, как П.Б. Струве, - он, будучи ре¬дактором газеты "Возрождение", огромное внимание уде¬лял фашизму, писал об этом передовицы как о большом важном явлении. Такие люди как, Г. Федотов - христианский социалист и демократ, виде¬ли в фашизме много интересных новинок в социальной организации общества. Периодика 1930-х гг. русской эми¬грации очень интересна тем, что опыт фашистских социальных реформ был проанали¬зирован, было отделено положительное от отрицательного в этих режимах. И мне кажется, что Россия сейчас находится в таком состоянии, что некоторые из этих реформ были бы очень полезны для нашей страны. Это не значит, что нам нужно их так называть или перенимать прямо какие-то фашистские разработки, но если, допустим, человек пользуется каким-то инстру¬ментом, ножом или вилкой за едой, это не значит, что мы должны отказываться от ножа и вилки только по¬тому, что таким же ножом ел фашист. Ведь разные режимы пользуются одними и теми же инструментами - суд, армия, полиция, правовые законы; это не значит, что если Гитлер был преступником, то у него все нужно отвергнуть, забыть и ничего не знать и не изучать.
Главное - как пользоваться армией, судом и поли¬цией. Опыт русской эмиграции в изучении фашизма заключался в следую¬щем: был отвергнут фашистский дух как неприемлемый, как дух, ограничивающий свободу человека, не соответ¬ствующий православному пониманию соборности. Нужно сказать, что даже фашистские организации в русской эмиграции строились на основе Православия, они дейст¬вовали с благословения иерархов Церкви и только услов¬но можно назвать эти организации фашистскими.
Иван Александрович Ильин, наш выдающийся фило¬соф, дал очень хорошую формулировку этому опыту по¬знания русской эмиграцией фашистских режимов. Он писал, что русским незачем было всё это, даже ценное, что было в авторитарных режимах того времени, неза¬чем было прямо заимствовать у них, у иностранного фашизма; наоборот, писал он, - фашизм бессознательно стремился осуществить идеал, близкий к русскому. Цитата:
«Государство не есть механизм состязающихся коры¬стей, но организм братского служения, единения веры, чести и жертвенности: такова историко-политическая основа России. Россия стала отходить от нее и сокруши¬лась. Россия вернется к ней опять. Фашизм не дает нам новой идеи, но лишь новые попытки по-своему осущест¬вить эту христианскую, русскую национальную идею при¬менительно к своим условиям»*.
Фашистский героизм выродился во вседозволенность, и абсолютизация своего государства вела к тому, что на соседей смотрели пренебрежительно, оправдывая войны против них. Например, Бердяев дал точную характеристику фашизма: это языческий соблазн, это натурализм, который, конечно, совершенно несовместим с православным мировоззрением, поэтому в России фаши¬зма быть не может. У нас другая культура, у нас другая история, и если бы нынешние борцы с фашизмом вни¬мательно это изучили, они не искали бы фашизм в русском национальном самосознании.
Сейчас все называют Германию тех лет фашистской, но сам режим не называл себя фашистским, это был нацио¬нал-социализм. И как раз слово "социализм", то, что в названии этого преступного режима была как бы соци¬алистическая компонента, - это было очень неприятно левым журналистам и, естественно, советским органам пропаганды, и поэтому слово фашизм натянули очень быстренько на нацизм.
Но разница здесь кардинальная. Она в том, что наци¬стский режим, был расистским и ставил целью овладение миром для немецкой нации, все остальные народы должны были быть либо уничтожены, либо обращены в рабов. Фашисты же не ставили себе таких целей и, например, такой либеральный деятель православной парижской юрисдикции, историк Церкви, как Карташев, уже после войны, когда уже фашисты все проиграли, и уже было утопией строить подобные планы, говорил, что сохранилось две страны - Испа¬ния и Португалия, где по-новому воплощены принципы христианской государственности. Это была смелость, сказать это после войны, но он это сказал честно.
Так вот нам правильнее было бы сегодня говорить:
«Победа над нацизмом, а не над фашизмом»

Мне кажется, что если бы власти России хотели по-настоящему бороться с экстре¬мистскими шовинистическими явлениями, то нужно было бы начать с объяснения корней фашизма, корней антисемитизма, а ведь эти вопросы табуированы.
Чтобы найти более приемлемое определение фашизма нужно открыть любой солидный западный справочник. Именно западный*, потому что все советские дают одно и то же штампованное определение – «фашизм - поли¬тическое течение, возникшее в период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакци¬онных и агрессивных сил империалистической буржуазии с целью сохранения капиталистического строя» ["ФЭС", 1983].
Но это полная чушь, потому что это было явление революционное, которое опиралось на массы. Ведь и Гитлер имел огромную поддержку в массах, он-то легально пришел к власти, демократическим путем. Так что это совершенно неточное определение.

КОРПОРАТИВИЗМ КАК САМОЗАЩИТА НАЦИИ И ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ ФАШИЗМА

     Наиболее примечательным в фашизме был корпора¬тивизм как гармоничный принцип организации общества, не раздробляющий его по классовому (как у коммунис¬тов) или по партийному (как при либеральной демокра¬тии) признаку, а соединяющий разные классы по прин¬ципу социально-трудовому.
    Корпорация (от латинского: corpus, corporatio - тело, сословие, объединение) означает,  объединение людей по их месту на службе обществу. Возможны корпорации разных отраслей хозяй¬ства вне зависимости от конкретных профессий работ¬ников. Разные корпорации выполняют столь же взаимно необходимые функции в обществе, как органы одного тела. Выделением таких естественных структур и идеоло¬гией их осознанной взаимополезности (солидарности) европейские теоретики надеялись преодолеть классовый антагонизм и общественную несправедливость - но иным методом, чем уравнительный социализм. Важнейшее положение корпоративизма - отрицание классовой борьбы как самоубийственного раскола нации, равно как и отри¬цание атомизации нации при либеральной демократии.
     Основатели корпоративизма видели в нем «экономи¬ческую демократию, органически вырастающую и опира¬ющуюся на широкую народную основу... Корпоративная система преодолевает социализм и либерализм и создает новый синтез», - писал Муссолини. При этом корпора¬ция имеет не только функцию защиты экономических интересов данной группы трудящихся перед работода¬телем и государством, но и совместную с ними функцию гармонизации социально-экономической жизни, как своей отрасли, так и всей страны - вплоть до законодательного уровня (корпоративный парламент). «Корпорация строит¬ся снизу вверх равноправными членами: это есть осуще¬ствленное самоуправление», которое дополняет сильную верховную власть (И.А. Ильин).
Это мнение в 1930-е гг. выражала не только правая русская эмиграция, но и многие демократы, как уже упомянутый Г.П. Федотов: «Формой новой демократии призвана стать демократия корпоративная… Современный человек из всех социальных связей сохранил и развивает
преимущественно связи профессионально-корпоративные. Профессиональная структура является единственным на¬следником, которому умирающая партийная демократия может передать свое наследство».
  Конечно, в сословном строении общества ничего принципиально нового не было. Это было свойство орга¬ничного общества до его разложения либеральной демо¬кратией. Когда опасность этого стала заметна и в России, Л.А. Тихомиров задолго до фашизма писал в на¬чале XX в. о корпоративизме в условиях монархии:
«Необходимо заботиться о поддержании здорового со¬циального строя…, при котором необходимое расслоение нации на слои и группы производится без помех, но и без доведения до разрыва, до забвения общности инте¬ресов... Социальная организация, во всех ясно обозначив¬шихся классах, должна быть обязательною... Зародыши солидарности имеются повсюду, не только между различ¬ными слоями рабочих, но даже между самими рабочими и хозяевами... Разнородность слоев... требует, чтобы каж¬дый из этих слоев был организован в особую корпо¬рацию, но чтобы имелась и общая для всех организация, объединяющая их в том, где они являются сотрудниками одного целостного дела»*.
Попытка возрождения корпоративизма в 1930-е гг. стала уже явлением национальной защиты от всевластия мировой финансовой олигархии в условиях победившей демократии. Корпоративная структура (сохраняющая цель¬ность нации) и авторитарная власть ограничивают все¬силие "денежной аристократии", которая вольготно чувст¬вует себя в разобщенном обществе, именно поэтому на¬вязывая всему миру свое понимание демократии как от¬сутствие единых национальных и духовных ценностей.
На фоне общемирового кризиса 1930-х гг. убеди¬тельным аргументом в пользу корпоративизма были и его социально-экономические успехи. Например, в Гер¬мании с 1932 по 1938 гг. национальный доход увеличился почти в два раза, исчезла безработица (составлявшая до того около 30 %), резко улучшился как демографический, так и внешнеторговый баланс. Но этот опыт консерва¬тивных движений Европы оказался отвергнут результа¬тами Второй мировой войны и замолчан - главным обра¬зом из-за его отождествления с расистским гитлеровским режимом (ибо у преступных режимов не принято выис¬кивать положительные черты).

     Эти разумные черты были особенно очевидны в Ис¬пании и Португалии. Упомянутый выше профессор А.В. Карташев писал об Испании и Португа¬лии как о «неожиданном факте возрождения в новых формах христианского государства... Здесь душой всех реформ стала христианская идеология». Но они уже не могли в одиночку устоять перед натиском демократий.
Конечно, теоретикам фашизма было ясно, что его задачи выходили за рамки одной страны и заключались в переделке всего европейского общества. Как подчеркивал Муссолини в 1926 г.: «Мы представляем в мире новое начало, мы ясная и категорическая противоположность остальному миру, миру демократии, плутократии, масон¬ства и "бессмертных начал" 1789 года... То, что сделал французский народ в 1789 году, теперь совершает фа¬шистская Италия. Она берет на себя инициативу в исто¬рии, она говорит миру новое слово»**.
Это была реакция, как на либеральную  демократию, так и на коммунизм, тоже активно наступавший в Европе. В конституции австрийского канцлера Дольфуса было провозглашено «восстановление христианских ценностей» в борьбе против «варварства натуралистического и атеистического века - капитали¬стического или коммунистического - безразлично»***. Впро¬чем, "классический" итальянский фашизм ставил комму¬нистам в вину лишь то, что они делают революцию про¬тив либеральной демократии «не так, как надо. Рево¬люция должна быть не интернационалистической, а на¬циональной, не атеистической, а "христианской", не кол¬лективистской, а корпоративной - вот в чем вина ком¬мунизма»****.

* Тихоиров Л. «Монархическая государственность» Буэнос-Айрес 1968
** «Возрождение» Париж 1926
*** «За Родину» №66  1938, статья «Австрийский корпоративизм»
**** Бунаков И. «Покоя не будет» 1934

Эти три главных общественных системы, противобор¬ствовавших друг с другом в XX в. - либеральная демо¬кратия, коммунизм и фашизм, - можно представить в виде треугольника сил, обозначив фланги их соприкосно¬вения друг с другом, в чем была и причина отталкива¬ния третьей силы от двух других, и опасные последствия каждой.

   
   Либеральную демократию и коммунизм объединял интернационализм (почему они и заключили в 1935-1939 и 1941-1945 гг. союз против общего врага - фашизма), но разъединяло разное отношение к экономической (частная собственность) и политической свободе (индивидуализм - коллективизм), что сделало союз недолговечным.
Фашизм отталкивался от них, не приемля интерна¬ционализма, но имел с коммунизмом общую коллективи¬стскую устремленность - это отталкивало их обоих от разлагающего злоупотребления свободой в демократии.
Демократию и фашизм объединяло одинаково лояль¬ное отношение к частной инициативе в экономике (анг¬лийские, французские, американские фирмы успешно со¬трудничали с итальянскими и германскими) - в противо¬положность тоталитарному регулированию у коммунизма.
Любая из этих трех сил заведомо проигрывала войну против объединенных двух соперников. Поэтому цель предвоенной дипломатии каждого из них заключалась в создании временного "союза двух" против третьего, вы¬глядевшего наиболее опасным с их точки зрения. Анти¬фашистская  коалиция сложи¬лась, поскольку для демокра¬тий иной выбор союзника просто исключался: националь¬ный фашизм был главным врагом, ибо объявил "револю¬ционную борьбу" масонскому духу демократий, тогда как коммунизм был их духовным родственником.
Конечной же целью для каждой из этих трех сил было мировое господство. Это было откровенно, для всего мира, объявлено в коммунистической программе. Этого не скрывал и Гитлер перед своим народом, соблазняя его на войну приобретениями земель и рабов на востоке. Лишь демократия не разглашала своей цели создания всемирного масонского государства. Расчетливо вскормив и поощрив Гитлера на войну в качестве "по¬лезного идиота” - агрессора для последующей расправы со всем европейским фашизмом руками СССР и русской кровью, демократия заявляла, что ведет "войну для защиты свободы всех народов". Это объяснение демокра¬тия использовала и в "холодной войне", когда после победы над главным противником противостояние неиз¬бежно продолжилось между двумя оставшимися. При этом "мировая закулиса" так же, как и нацисты, обре¬кала на уничтожение целые народы, но умело маски¬ровала это пропагандой своих "добрых целей".
Истинную свою цель мирового господства демократия открыто провозгласила лишь после победы над СССР - в "Стратегии национальной безопасности США", подкреп¬ленной работами ф. Фукуямы, Ж. Аттали, 3. Бжезинского и т. п.
Главной причиной поражения фашизма стало равно¬душное и даже враждебное (у гитлеровского режима) отношение к христианскому смыслу истории. Имея от¬части верную цель защиты национальных традиций, фа¬шизм не нашел для этого верных средств и масштаба понимания самой цели. Уже в "Доктрине фашизма" и других документах видна оборотная сторона медали, проявлявшаяся, чем дальше, тем откровеннее. Корпорации в Италии и Германии создавались не трудящимися снизу, а правящей партией сверху, что лишало их признаков самоуправления. Верное убеждение, что смысл жизни личности определяется абсолютными сверхличными цен¬ностями, на практике привело к обожествлению государ¬ства - ценности не абсолютной - и к культу вождя.

Из абсолютизации государства к 1938 г и в итальян¬ском фашизме появляется "расизм"; правда, не в гитлеровском виде высшей нации , а лишь в целях сохране¬ния этнического облика итальянцев и предотвращения их смешивания с завоеванными африканскими народами. (Введенные тогда же ограничения против евреев, причи¬сленных к некоренной национальности, были продикто¬ваны их большим влиянием и антифашистской полити¬кой международного еврейства; но в фашистской партии евреи были даже среди министров Муссолини.)
Даже "религиозность" фашизма обнаружила соблазн героического самообожествления в духе "сверхчеловека" Ницше. В своих методах правления дуче ориентировался на циничные советы Макиавелли и даже написал об этом работу. Свое "революционное" выражение в области культуры фашизм видел в футуризме и абстракционизме. Католическую же Церковь фашисты пытались использо¬вать скорее утилитарно, в "государственных целях". По¬рою у фашистских идеологов проявлялся и откровенный антихристианский порыв, как у Ю. Эволы: «Наш лозунг - антиевропеизм, антисемитизм, антихристианизм»*.
Бердяев отметил в фашистском национализме также и «юдаистически-языческий характер»**. Пожалуй, это более всего применимо к гитлеровскому режиму, который пытался копировать еврейские расистско-националистические цели. Прот. Сергий Булгаков тоже писал, что «германский расизм воспроизводит собою иудейский мес¬сианизм, который является противником и соперником христианства уже при самом его возникновении»; «на¬ционал-социализм, в котором одновременно и с одина¬ковой силой подчеркиваются оба мотива - и социализм (каково бы ни было его особое здесь проявление), и национализм, представляет собой не что иное, как... вариант на темы иудейского мессианизма»***.
      Так гитлеризм продемонстрировал нам тот же расистский соб¬лазн земного господства, что и иудаизм, только не имел для этого адекватных земных средств, чтобы соперничать с международным еврейским капиталом.