РОССИИ К ВТО: К ОЦЕНКЕ ПОСЛЕДСТВИЙ
И ОБОСНОВАНИЮ СТРАТЕГИИ
(макроэкономические, структурные и геополитические вопросы)
Ю.Петров
Переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО) зашли в тупик, несмотря на принятое руководством страны решение о форсировании переговорного процесса (чтобы успеть вступить в ВТО в 2004 г. - до начала нового этапа ее реформирования). После заявлений руководителей ведущих стран-членов ВТО о политической поддержке стремления РФ присоединиться к этой организации многие российские политики, чиновники, бизнесмены и ученые стали активно высказываться за наше скорейшее вхождение в нее - пусть ценой многочисленных и болезненных уступок. Однако, вскоре даже наиболее рьяные сторонники этой акции поумерили свой пыл, ибо Россия получила от США, ЕС, Китая и некоторых других членов ВТО предельно жесткие, а во многих случаях просто неприемлемые предложения по условиям вступления, включая требования дальнейшей резкой либерализации российской экономики, в том числе, ее открытия для иностранных конкурентов (причем об ответном открытии американской и европейской экономик речи не идет).
С учетом этой специфической ситуации хотелось бы, оперевшись на наиболее серьезные новейшие публикации соответствующей проблематики, вернуться к оценке возможных последствий присоединения России к ВТО на предлагаемых нам условиях и высказать ряд соображений относительно рациональной стратегии присоединения, развив подходы и рекомендации, представленные в статье автора "Присоединение России к ВТО - новый раунд "шокотерапии"?" в № 3 "Российского экономического журнала" за 2002 г.
1. 0 последствиях присоединения к ВТО на предлагаемых России условиях
Наиболее значимые требования, предъявляемые России на переговорах о вступлении в ВТО, таковы.
1. Либерализация доступа иностранной рабочей силы на российский рынок труда.
2. Либерализация доступа иностранных фирм (в первую очередь финансовых, а также строительных, торговых, туристических и иных) на отечественный рынок услуг.
3. Снижение ставок импортных пошлин до уровня, значительно более низкого, чем установленный в странах ЕС, в США, а тем более в Китае и некоторых других странах-членах ВТО.
4. Отмена мер нетарифного регулирования импорта.
5. Выравнивание внутренних и мировых цен на энергоносители.
6. Полная либерализация экспорта.
7. Предоставление нерезидентам национального налогового режима.
8. Распространение на страны СНГ (включая Белоруссию) принципа взимания НДС в стране назначения, в том числе в отношении экспорта газа и нефти.
9. Отказ от различных субсидий производителям на федеральном и региональном уровнях, а также других мер господдержки, составляющих основу ее российской системы.
10. Отказ от сколько-нибудь значимой поддержки сельского хозяйства.
11. Присоединение к необязательным соглашениям и секторальным инициативам в области импорта гражданской авиатехники (что приведет к прекращению производства самолетов в России), к соглашению о правительственных закупках (что чревато закупками иностранной продукции за счет российских налогоплательщиков).
12. Следование нормам ВТО при участии в торговых соглашениях, зонах свободной торговли и таможенных союзах (СНГ, Таможенный союз, а также Союз Белоруссии и России этим нормам не соответствуют).
13. Приведение порядка лицензирования алкогольной и фармацевтической продукции в соответствие с положениями Соглашения по импортному лицензированию (что еще более сузит возможности государства по пресечению нелегального оборота этих видов продукции и реализации недоброкачественной продукции населению).
14. Отмена нормы о локальном компоненте (т.е. о закупках операторами товаров и услуг у российских компаний) в законодательстве, касающемся соглашений о разделе продукции.
15. Либерализация нынешнего режима валютного регулирования.
16. Исключение возможности применять фиксированные цены.
17. Следование нормам многосторонних соглашений ВТО о технических барьерах в торговле, о санитарных и фитосанитарных мерах, по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС) и по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). причем от России требуют выполнения этих норм и вытекающих из них обязательств в полном объеме с момента присоединения и без какого-либо переходного периода. Это привело бы, в частности, к исчезновению с российского рынка дешевых аналогов (производимых отечественными и восточноевропейскими производителями) дорогих патентованных лекарственных препаратов, а также открыло бы иностранным компаниям свободный доступ к неиспользуемым российским научно-техническим разработкам, выполненным за государственный счет.
Кроме того, от России требуют "добровольных" ограничений прав члена ВТО на применение мер по защите своего рынка до тех пор, пока она не трансформирует соответствующие механизмы в адекватные Антидемпинговому кодексу. Соглашению по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ) и Соглашению по защитным мерам. По сути, речь идет о длительном запрете на использование антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин. Наконец, нас вынуждают принять обязательство, позволяющее подходить к России как к стране с нерыночной экономикой и продолжать в течение длительного переходного периода в отношении РФ практику интенсивных антидемпинговых и компенсационных расследований - при том, что одновременно выдвигается условие нераспространения на нашу страну действия статей 27-29 ССКМ, предусматривающих ряд льгот для государств с переходной экономикой и возможность сохранения действующих на момент присоединения программ промышленной поддержки2.
В случае удовлетворения всех предъявленных требований в России произойдет резкий рост цен на энергоносители (с очевидными последствиями социально-политического и экономического характера), руководителями большинства отечественных предприятий станут граждане ведущих капиталистических стран, а их работниками - преимущественно иммигранты азиатского происхождения.
Довольно длительный период согласования ставок импортных пошлин сопровождается дискуссиями о таможенно-тарифной защите российских товаропроизводителей от импорта3. Однако гораздо серьезнее повлияло бы на народное хозяйство выполнение системных и "дополнительных" условий вступления России в ВТО (связанных с изменением общих условий хозяйствования, форм и механизмов государственного регулирования экономики). К сожалению, таковые до недавнего времени почти не осознавались, не анализировались и не обсуждались даже представителями отраслей экономики, которые пострадают больше всего. Согласование блока системных требований, по сути, еще только начато, хотя именно он должен был бы согласовываться в первую очередь, т.е. до обсуждения конкретных ставок импортных пошлин на товары: "цена вопроса" о практически полной либерализации экспорта, ликвидации большинства форм господдержки национального производства высокотехнологичной и сельскохозяйственной продукции, равно как и о свободном доступе нерезидентов на российские рынки с предоставлением им национального режима, порядково выше ущерба от снижения ставок ввозных пошлин на несколько пунктов. Видимо, не случайно системные вопросы присоединения к ВТО упорно замалчивались российскими переговорщиками.
В упомянутых выше и в других новейших исследованиях сделаны попытки прогнозирования системных, отраслевых и региональных последствий присоединения России к ВТО на предлагаемых нам условиях. Эти последствия многочисленны и многоаспектны, но в общем и целом негативны для российской экономики4. Ниже анализируются лишь самые серьезные из них и соответствующие наиболее спорные проблемы, обсуждаемые в литературе.
/. Последствия либерализации экспорта сырья и выравнивания внутренних и внешних цен на энергоносители. Требования сокращения ставки экспортных пошлин до 5% и выравнивания внутренних и мировых цен на энергоносители уже предъявлены нам США и странами ЕС. России предлагается взять на себя обязательство об отмене практики дифференцированного (для экспорта и внутреннего потребления) ценообразования на газ и электроэнергию и о либерализации цен на энергоносители, электроэнергию, перевозки, и т.п. Иначе говоря, российским бюджетным, организациям, предприятиям и населению предлагается конкурировать за энергоносители с западноевропейскими предприятиями и потребителями, всесторонне поддерживаемыми к защищаемыми своими государствами, в том числе от российского экспорта и от нежелательной иммиграции. Эти взаимосвязанные, но различные по степени обоснованности требования партнеров по переговорам стоит рассмотреть отдельно.
Требование выравнивания цен на энергоносители выглядит противоречащим принципам рыночной конкуренции и как таковое принято быть не может. Глава рабочей группы РСПП по вступлению России в ВТО и реформе таможенной политики справедливо замечает, что "это требование неправомерно, а потому и неприемлемо. Заставлять Россию приводить внутренние цены на газ в соответствие с мировыми - все равно, что требовать у Испании компенсации за большое количество солнечных дней, или требовать от Греции продавать на рынках оливки по той же цене, что и в Норвегии. Относительно дешевые энергоносители являются естественным преимуществом России и следствием естественно сложившейся структуры нашей экономики, и определение уровня цен на газ или свет является исключительно прерогативой нашей страны"5. С этой точкой зрения солидарен заместитель министра экономического развития и торговли РФ, руководитель российской делегации на переговорах о присоединении России к ВТО: "Нормы и правила ВТО ничего не говорят о том, какие цены должны устанавливаться внутри страны, - это суверенное дело государства. Фактически требование повысить цены на энергоносители неприемлемо, потому что отрицает нашу конкурентоспособность. Его выполнение может привести к серьезным проблемам во многих отраслях промышленности. Поэтому мы продолжаем объяснять нашим партнерам по переговорам, что сегодняшняя ситуация в энергетической сфере - система отношений между государством и компаниями, которые заняты в производстве энергии, - не отличается по своей сути от правил, применяемых другими членами ВТО. И ВТО не запрещает нам применять эту систему. То, что мы проводим реформу электроэнергетики, газового сектора, - это наше внутреннее дело, не связанное с ВТО. Реформа будет идти теми темпами, которыми должна идти"6.
Однако с тезисом, согласно которому низкие цены на энергоносители суть наше внутреннее дело и естественное конкурентное преимущество России, не все так просто. От нас требуют отменить экспортные пошлины и другие ограничения экспорта. Но в этом случае мы не сможем защищать свою экономику от конъюнктурных скачков экспортных цен на сырье, особенно углеводородное, а также от последствий заниженного курса рубля, вызывающего инфляцию издержек. Такой курс, как известно, защищает отечественных товаропроизводителей лишь при наличии экспортных пошлин. В противном случае в энергоемкой, экспортирующей сырье экономике девальвация немедленно приводит к мощной инфляции издержек7.
Этот факт недооценивается авторами, по-видимому, считающими обменный курс самостоятельным защитным инструментом: "Между тем воздействие ВТО на конкурентные позиции бизнеса многофакторно. Оно связано не только и не столько с высотой действующих таможенных барьеров. Гораздо более активную роль защиты рынка сыграла девальвация рубля и сохраняющийся его заниженный курс"8. А вот другое высказывание: "Хорошо известно, что многократно обесценившийся после девальвации 1998 года рубль практически "заблокировал" доступ зарубежным производителям на российский рынок, и этот девальвационный эффект значительно превзошел эффект зашиты рынка тарифными барьерами. И хотя в последние годы в силу укрепления реального курса национальной валюты объемы импортируемой продукции значительно возросли, тем не менее, в отдельных сегментах российского рынка ценовая привлекательность импорта в сравнении с отечественной продукцией остается на низком уровне"9. Но ведь после кризиса рост энерготарифов был весьма незначителен, в том числе благодаря их прямому регулированию и введению экспортных пошлин, от которых к тому времени уже давно отказались под давлением МВФ10.
Без квот на прокачку нефти на экспорт, равно как без экспортных пошлин на нее, цены на нефть и нефтепродукты станут приближаться к мировым (за вычетом торгово-транспортных затрат)11. Отказ от пошлин и квот на вывоз сырья вызовет не только взлет соответствующих цен, а значит, и коллапс обрабатывающей промышленности и сферы услуг, систем жизнеобеспечения населения и обороны страны: резко сократятся также возможности России по погашению внешнего долга, т.е. окажется реальной угроза нового дефолта и присвоения иностранцами наших природных ресурсов (не стоит забывать о том, что первым шагом к дефолту 1998 г. стала отмена экспортных пошлин "ради поддержания стабильности курса рубля"). Между тем правила ВТО, хотя и не запрещают, но рекомендуют не применять экспортные пошлины, причем всем странам-экспортерам сырья. Такая логика понятна, ибо ВТО - организация, в решающей мере контролируемая державами, импортирующими сырье и экспортирующими готовые изделия (к таковым относятся США, Япония и страны ЕС). России при вступлении в ВТО придется получать для себя исключительные права (временные, а лучше - постоянные) установления пошлин на экспорт энергоносителей и энергоемких товаров (типа металлов и химических продуктов). Более того, поскольку у России, по сути, нет надежной таможенной границы, и контроль импорта неэффективен (не говоря уж о ввозе потребительских товаров "челноками"), ей явно удобнее использовать экспортные пошлины при более низких импортных пошлинах и завышенном курсе рубля. Высокие (пиковые) импортные пошлины (с задействованием специфических или комбинированных ставок) должны применяться только к определенным товарным позициям и при условии возможности эффективного таможенного администрирования.
Кроме того, экспорт нефти из Сибири эффективен лишь при многократно заниженном курсе рубля. При сокращении утечки капитала (достигающей ныне десятков миллиардов долларов в год) курс рубля существенно повысится, и экспорт уменьшится в силу роста внутренних "долларовых" цен. При этом увеличится импорт, а вот экспорт готовых изделий будет еще более неэффективен, в том числе вследствие дискриминации со стороны торговых партнеров России. Так что внутренний спрос на энергоносители может и не вырасти, и ради предотвращения стагнации придется стимулировать его рост (и погашение внешней задолженности).
В случае устойчивого экономического подъема в России внутренний спрос на энергоносители станет фактором сокращения экспорта и роста внутренних "долларовых" цен, что без эффективных мер по пресечению утечки капитала приведет к девальвации и раскручиванию инфляции издержек. Таким образом, "естественный" способ повышения внутренних "долларовых" цен на энергоносители чреват макроэкономической дестабилизацией.
Отсюда вытекают два вывода. Согласно первому, без рационализации макроэкономической и внешнеэкономической политики проблема либерализации экспорта энергоносителей и приближения внутренних цен на них к мировым (даже с учетом разницы, порождаемой торгово-транспортными затратами, весьма, кстати, немалыми) неразрешима. Вывод второй: утверждения российских предпринимателей и чиновников о низких ценах на энергоносители как о "естественном" преимуществе России неубедительны, ибо главной причиной низких энерготарифов являются экспортные пошлины. Требование же отмены последних вполне соответствует духу норм ВТО. России придется крайне жестко отстаивать и обосновывать необходимость бессрочных исключений из обязательства отменить экспортные пошлины - хотя бы применительно к газу, нефти, нефтепродуктам и энергоемким товарам (металлам и удобрениям), а также необходимость сохранения госрегулирования внутренних тарифов (квоты на прокачку нефти на экспорт придется, очевидно, распределять на рыночной основе). При этом следует ссылаться на прецедент Китая, "который дал обязательство отменить с момента присоединения к ВТО экспортные пошлины за исключением специально оговоренных в Приложении 6 к Протоколу о присоединении и налагаемых в соответствии с требованиями статьи VII ГАТТ-94 в целях сокращения дефицита платежного баланса. Между тем данное приложение содержит перечень практически всех товаров, облагаемых экспортными пошлинами (всего 84 товарные позиции, включая лом черных металлов, некоторые виды продукции черной металлургии, руды, концентраты н изделия из цветных металлов), консервирует ранее действовавший размер пошлин и не регламентирует каких-либо сроков их отмены"12. Китаю удалось также сохранить государственное регулирование цен на природный газ, различные медикаменты, табак, газо-, водо-, электро- и теплоснабжение и другие товары и услуги, а на некоторые сохранить ценообразование по утверждаемым государством методикам13.
2. Несоответствие существующей в России законодательной и правоприменитель-ной систем правилам ВТО и незначительность разрешенной этими правилами государственной поддержки экономики. Большинство сложившихся в России форм поддержки экономики запрещены правилами ВТО14, а создание новых будет невозможным после фиксации в договоре нынешних мизерных объемов государственной поддержки сельского хозяйства15, сферы услуг и обрабатывающей промышленности.
Поскольку Конституцией РФ установлено главенство международных договоров над национальным законодательством, наше присоединение к ВТО повлечет за собой немедленное упразднение соответствующих норм российского законодательства (равно как и ведомственных актов) и вступление в силу огромного количества норм данной организации. К чему это приведет, никому не известно, ибо даже попытки полного сопоставления соответствующих нормативных систем не предпринимались16.
В связи с вышеизложенным необходимо в максимальной степени перевести скрытые формы господдержки (заниженные цены на газ, некоторые виды налоговых льгот, необязательность погашения задолженности по уплате налогов) в явные - в значительны" ассигнования на поддержку сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности, наукоемких и экспортных производств. Без этого, равно как и без фиксации подобных ассигнований (в абсолютном или относительном выражении) в договоре о присоединении России к ВТО, вряд ли удастся сохранить такую господдержку в течение или после окончания переходного периода.
Особое внимание должно быть уделено разрешенным правилами ВТО ("зеленым") мерам господдержки. Речь идет о бюджетном финансировании развития семеноводства и племенного животноводства, НИОКР, обучения и повышения квалификации работников и предпринимателей за госсчет (при условии их последующей работы на отечественных предприятиях в течение определенного срока), строительства дорог и иных элементов инфраструктуры (особенно в сельской местности), и др.
Следует также максимально использовать "естественные" формы внешнеэкономического протекционизма: пространственное размещение природных ресурсов, транспортные барьеры и технические меры во внешней торговле17.
С учетом пространственного фактора под соотношением внешних и внутренних цен следует понимать соотношения, например, экспортных цен потребителя (включая таможенные пошлины и прочие таможенные платежи) и экспортных цен продавца (исключая таможенные платежи) в одной и той же точке (например, в Новороссийске или на западной границе РФ). Транспортные затраты и торговые наценки суть естественные элементы затрат на перемещение товара, скажем, нефти из Западной Сибири в Западную Европу. Выравнивание цен на нефть в Роттердаме и Нижневартовске обусловливало бы убыточность процесса ее экспорта, что противоречит принципам рыночной экономики. С учетом объективной необходимости постепенного повышения налогов на землю (в том числе занятую под трубопроводами) до равновесного уровня транспортные расходы со временем должны еще больше возрасти. Переход российской экономики в режим быстрого развития при ведет к опережающему росту цен на недвижимость и увеличению земельного налога (либо налога на недвижимость в случае его повсеместного введения). В любом случае недопустимо установление тарифа на прокачку нефти и газа по российской территории на гораздо более низком уровне, чем аналогичные тарифы на территории Украины и в странах Балтии.
В контексте вышеизложенного сопоставление уровней цен Западной Европы и России (паритетов национальных валют) в качестве основы для определения базовых ставок вывозных пошлин на сырье было бы некорректным. Даже при отсутствии таможенных барьеров экспортно-сырьевая ориентация российской экономики при сохранении высокой долговой нагрузки на платежный баланс и на госбюджет предполагает поддержание заниженного курса рубля и более низкого, чем в странах-потребителях российских энергоносителей, среднего уровня цен. Поэтому для зашиты российских производителей, по-видимому, достаточно установления ставок экспортных пошлин на вывоз нефти и газа на уровне одной трети средних цен на эти товары в длительных интервалах времени. Тогда цена на энергоносители в западных регионах России будет составлять около двух третей, а в Западной Сибири - около трети ее западноевропейского уровня.
Наконец, равенство условий конкуренции включает равенство условий господдержки и обеспечения публичными благами18. Международная конкуренция - это не столько соревнование национальных производителей, сколько борьба национальных смешанных экономик, включающих частный и публичный секторы. Безопасност19, дороги и прочая инфраструктура, НИОКР и другие публичные блага остаются гораздо менее доступными для российских товаропроизводителей, нежели для большинства иностранных. Поэтому в течение переходного периода необходимо форсировать рост госрасходов на вышеуказанные цели и качества производимых публичных благ.
3. Иммиграционная угроза. Угроза российскому обществу от нашествия нелегальных мигрантов, наконец-то, осознана, предпринимаются робкие попытки выстроить систему миграционного регулирования и контроля, аналогичную действующим в западных странах20. Зачем она нужна, понятно: один из основоположников экономического либерализма утверждал, что при полной либерализации международных экономических отношений произошло бы заселение, например, Австралии, сотнями миллионов азиатов21. Похоже, подобная судьба после присоединения к ВТО угрожает и России. В связи с этим следует крайне негативно оценить требования открыть доступ на наши рынки иностранной рабочей силе22. Либерализация импорта "услуг труда" в переводе на нормальный язык означает заселение российской территории выходцами из трудоизбыточных стран. Учитывая острейшую демографическую ситуацию в соседних азиатских странах (прежде всего - в том же Китае), свобода иммиграции в Россию абсолютно неприемлема с позиций поддержания нашей национальной безопасности. Особую озабоченность вызывает высокая степень криминализации деятельности иммигрантов из Азии, в том числе из постсоветских государств. Однако наши партнеры по переговорам, не исключая западных, продолжают сводить сложнейшую социальную и этническую проблему иммиграции к вопросу о "свободе доступа на внутренний рынок услуг труда". И это понятно: наводнение России неприхотливыми иммигрантами выгодно и инвесторам ведущих стран, ибо российские граждане еще не совсем забыли о социальных гарантиях и правах трудящихся.
Следовало бы предусмотреть меры, исключающие дискриминацию легально занятых российских граждан по сравнению с нелегалами, иностранными гражданами и лицами без гражданства. В частности, нужно исключить "социальный демпинг" иностранцев, готовых работать за мизерную заработную плату без соблюдения правил охраны труда и его длительности, с проживанием в антисанитарных условиях и даже в производственных помещениях.
4. Чувствительность многих регионов страны к угрозам, возникающим вследствие присоединения России в ВТО. И без того гипертрофированная социально-экономическая дифференциация этих регионов существенно усилится после присоединения, о котором идет речь. В связи с этим государство должно предпринять особые усилия по оздоровлению и повышению конкурентоспособности в первую очередь регионов Севера, Дальнего Востока, Сибири и Северного Кавказа, юга Урала и Поволжья. Хотя на этих отдаленных, пограничных и наиболее уязвимых в отношении иммиграции и "теневой" хозяйственной деятельности территориях проживает меньшая часть населения России, их ресурсное и стратегическое значение исключительно велико. Каждый из них имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при определении мер по подготовке нашей страны к присоединению к ВТО. Выживание экономики и населения в сибирско-дальневосточном ареале просто невозможно без создания действенной системы госконтроля за эксплуатацией биоресурсов, в первую очередь леса, рыбы и морепродуктов. Распределение квот на использование таких ресурсов должно осуществляться пропорционально объемам перерабатываемого на российских предприятиях сырья либо легального экспорта (в мировых ценах). Поскольку хищническая добыча ресурсов и контрабандный вывоз сырья, равно как и демпинговый экспорт, прямо провоцируются российской налоговой системой и слабостью правоохранительной системы, необходимы как строгое исполнение норм действующего законодательства, так и его совершенствование. В первую очередь требуется резко увеличить расходы на правоохранительную деятельность и повысить ее эффективность (путем создания конкурентного механизма23), а также закрыть многочисленные "дыры" в налоговом и ином законодательстве, способствующие нелегальному вывозу капитала.
Необходимы и специальные усилия федеральных и региональных властей по улучшению налогового администрирования, в частности, по ликвидации занижения налоговой базы природопользователями. Так, по признанию самого руководства Минфина России, механизм определения рыночных цен реализации углеводородов в настоящее время отсутствует, хотя порядок использования рыночных цен регулируется главой 40 Налогового кодекса РФ, разработанного с участием этого министерства. Если же федеральное правительство тем не менее не знает, как задействовать рыночные цены на нефть, оно могло бы обратиться к давно испытанным методам.
Во-первых, экспортировать нефть логично поручить "Роснефти", выделив ей квоты на экспортную прокачку. Эта корпорация должна будет покупать нефть во всех регионах на аукционах с предварительным объявлением стартовой цены (оферты); аукционные цены и следует считать рыночными. Если же на этих условиях нефть никто не продал, а закупать ее на экспорт по более высоким ценам нерентабельно, минимальной рыночной ценой следует считать стартовую. Кроме того, принадлежащую государству долю добываемой нефти целесообразно продавать на условиях соглашений о разделе продукции и по лицензиям. Платежи за право пользования недрами при этом также следует взимать в натуральной форме; применительно к нефти можно взимать в натуре и налог на добычу полезных ископаемых (в процентной доле добываемой нефти в местах ее поступления в магистральные трубопроводы). Всю эту нефть важно продавать на биржах с участием покупателей-нерезидентов, российских компаний (в том числе нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих и торго-во-посреднических), а также "Роснефти". Это позволит создать внутренний нефтяной рынок в размере до 20% добываемой нефти с экономически обоснованной региональной дифференциацией цен. Правительство, таким образом, вполне в состоянии создать работающий механизм определения рыночных цен на нефть.
Хотя региональные администрации формально не влияют на деятельность налоговых органов, они имеют реальный шанс радикально улучшить собираемость налогов в отраслях природопользования, создав сырьевые биржи и механизмы котировок соответствующих рыночных цен. Подобная инициатива уже прозвучала относительно нефтересурсов Сибири, но ее логично распространить и на другие ресурсы. Торгово-посреднические компании, действующие на рыночных принципах, либо уже существуют и контролируются региональными властями, либо могут быть созданы в кратчайшие сроки. Публикуя (в том числе на биржах) оферты с указанием цен и условий приобретения товаров, такие компании тем самым сумеют развернуть механизм формирования рыночных цен, применяемых при налогообложении. Вывоз товаров за рубеж и в другие регионы России (в том числе посредническими дочерними компаниями финансово-промышленных групп, зарегистрированными в "налоговых убежищах" или имеющими налоговые льготы от региональных властей) по пониженным ценам уже нельзя будет использовать для уменьшения налоговых (включая таможенные пошлины) платежей.
Не менее важным направлением совершенствования финансово-монетарной системы представляется переход от налогов "потокового" типа (на оплату труда, выручку от реализации, прибыль, объем производства продукции и на иные категории "оборотного" характера) к рентно-равновесной системе налогообложения и природопользования24. Еще в 2000 г. была официально сформулирована задача переноса тяжести налогообложения на рентные доходы, получаемые недропользователями в результате эксплуатации принадлежащих Российской Федерации природных ресурсов. Однако уже по итогам замены ресурсных платежей налогом на добычу полезных ископаемых в 2001 г. возник резкий крен от рентных платежей в пользу налогов обычного (потокового) типа, что чревато самыми серьезными негативами для недропользования и государственных финансов, даже без учета крайне неудачной формы этого налога (последний имеет акцизный, а не рентный характер: им облагается не природная рента по ставке 70-90%, а стоимость добытого сырья по ставке около 10%). Изъятие ренты в бюджет с помощью налогов и неналоговых платежей затрудняется не только лоббистской активностью недропользователей, но и отсутствием механизма реалистичной оценки природной ренты, зависящей как от стоимости добываемого сырья, так и от объективно необходимых затрат. Контроль издержек стоило бы, думается, установить путем регламентации разрешенных издержек (как это принято в Великобритании и в других нефтедобывающих странах с рыночной экономикой), внедрения конкурсных механизмов распределения лицензий на пользование недрами, введения рентно-налоговых платежей (включая долю государства по соглашениям о разделе продукции, роялти и ренталс) в натуральных единицах с реализацией принадлежащего государству сырья на экспорт или через биржи (тем самым создавался бы еще один механизм формирования рыночных цен).
Рентно-равновесная система налогообложения и природопользования включает также квазирыночную систему оценки налоговой стоимости объектов недвижимости и таможенной стоимости экспортируемых и импортируемых товаров с участием оценочных компаний, работающих на конкурсной основе и присваивающих часть полученных благодаря их деятельности дополнительных бюджетно-налоговых поступлений (при этом оценщики обязаны выкупать у налогоплательщиков объекты налогообложения, налоговую оценку коих плательщики сочтут завышенной). С созданием предлагаемой системы искажение таможенной стоимости экспортируемых и импортируемых товаров и налоговой стоимости объектов недвижимости перестанет быть массовым, а доходы и расходы государства резко возрастут. Тогда можно будет снизить "потоковые" налоги, провоцирующие рост "теневого" бизнеса.
Известно, что в западных странах налогообложение недвижимости является ключевым источником доходов территориальных бюджетов. Рентно-равновесная система налогообложения позволит обеспечить доходами бюджеты богатых ресурсами регионов России. Второе существенное направление совершенствования региональной бюджетно-налоговой политики - запуск мультипликативных механизмов экономического роста путем легализации экономической активности в результате снижения налогов "потокового" типа. Это позволит постепенно улучшить самоокупаемость жилищно-коммунальной сферы, а также повысить относительные цены на газ, причем последнее должно сопровождаться адекватным снижением налогов на заработную плату и увеличением пенсий за счет изымаемой в госбюджет ренты от добычи и транспортировки газа (в том числе путем установления экономически обоснованных ставок налога на землю, занимаемую магистральными газопроводами'). Выравнивание цен на газ и нефть приведет также к росту спроса на уголь и
цен на него, что также лежит в русле интересов многих регионов, где непродуманное закрытие угольных предприятий резко обострило социально-политическую ситуацию. До завершения "газовой паузы" добычу угля в энергодефицитных регионах следует дотировать.
5. Незащищенность российской финансово-монетарной системы и неконкурентоспособность отечественных производителей финансовых, наукоемких и иных услуг. Либерализация доступа иностранных фирм на рынок услуг способна уничтожить большинство наших банков, страховых и иных аналогичных институтов. При всех их недостатках и "грехах" следует признать, что финансовая система - это не только продуцент услуг, но и важнейший регулятор экономики. Экономическая безопасность России превратится в фикцию, если наши платежно-расчетная и кредитная системы начнут управляться из Лондона, Нью-Йорка и Токио. Да и надежность западных банков и других финансовых институтов в условиях глобального финансового кризиса оказалась под вопросом. В последнее десятилетие они занимались главным образом строительством финансовых пирамид, вкладывая средства в акции телекоммуникационных и интернет-компаний, во фьючерсы и в другие деривативы, кредитуя неплатежеспособных заемщиков во всем мире.
Дефолты и валютно-финансовые кризисы последних лет в Японии, Мексике, Малайзии, на Филиппинах, в Южной Корее, России, Бразилии, Турции и Аргентине, равно как и обвал акций высокотехнологичных компаний в 2001 г., уже стоили триллионов долларов инвесторам и налогоплательщикам соответствующих стран. МВФ продемонстрировал неспособность, с одной стороны, обеспечить приемлемую стабильность национальных валют, а с другой, - помочь странам-должникам избавиться от долговой зависимости. А многомиллиардные банкротства телекоммуникационных, финансовых и посреднических компаний "Enron", "Sonera", "Barings", "Metall-gesellshaft", "Daiwa", "Sumimoto", "LTCM" и многих других (а также недобросовестное поведение компании "Arthur Andersen" в качестве аудитора корпорации "Enron") вообще ставят под сомнение достоверность оценки стоимости корпоративных финансовых инструментов.
Новые "панамы" суть закономерное следствие политики дерегулирования финансовой системы, проводимой в последние ("гпобали-зационные") десятилетия, "снисходительного" отношения регулирующих органов США, ЕС и Японии к осуществлению хозяйствующими субъектами финансовых операций, порождающих системные риски. Особую угрозу представляет широкомасштабное использование забалансовых обязательств, беспрецедентное развитие высокоспекулятивных рынков производных ценных бумаг (опционов, фьючерсов, свопов и т.п.). Развитие рынков деривативов (оборот которых исчисляется уже сотнями триллионов долларов) вместо обеспечения предсказуемости и устойчивости конъюнктуры первичных товарных и финансовых рынков привело к резкой дестабилизации финансовой системы и к возникновению многочисленных институциональных ловушек.
Все эти негативные процессы, сопровождающие глобализацию мирохозяйственной систем25, преподносились лидерами развитых стран как объективные и прогрессивные тенденции, под которые обязаны подстраиваться все государства, национальные хозяйства и предприятия. Теперь, после краха "интернет-панамы", они пытаются переложить свои издержки, вызванные глобальным кризисом, на другие страны, которые и так уже от него пострадали.
В число наиболее пострадавших стран входит и Россия. Политика дерегулирования экономики в условиях неразвитости рыночных и государственных институтов привела к вывозу в постсоветский период из страны капитала на сотни миллиардов долларов26. Утечка капитала обескровила экономику, лишив ее инвестиций, а бюджет - более 100 млрд. долл. доходов, запустила механизм воспроизводственного коллапса. Этот процесс достиг апогея в 1997-1998 гг. и продолжается до сих пор. Вывоз десятков миллиардов долларов в год на фоне долгового кризиса страны и нищеты граждан свидетельствует о неспособности государства обеспечить реализацию интересов российского общества. Шанс на использование благоприятной конъюнктуры 2000-2001 гг. для обеспечения экономического подъема на новой технологической и институциональной базе был упущен. Вместо этого предлагается новый раунд открытия и дерегулирования экономики, сравнимый по последствиям с безудержной ее либерализацией начала 90-х годов на основе принципов "Вашингтонского консенсуса". Особое значение для сохранения российского суверенитета имеет контроль над рынком СМИ, информационно-телекоммуникационных, финансовых, рекламных, консультационных и иных услуг. В ходе переговоров о присоединении России к ВТО вопрос доступа на эти рынки рассматривается в основном в экономической плоскости. Однако он имеет и другие, не менее важные аспекты: сохранения национальной культуры, обеспечения здоровья, а также демократических прав и свобод российских граждан (в частности, - прав на получение качественного образования и объективной информации, свободы политического выбора). Образовательные и иные гуманитарной направленности услуги суть мощное средство воспитания граждан и формирования у них ценностных установок, а значит, их производство должно подвергаться госрегулированию и контролю. Кроме того, эти услуги оказываются в большей степени за государственный счет и не принимают товарной формы. СМИ в значительной мере финансируются рекламодателями, навязывающими потребителям вкусы и ценности, зачастую не соответствующие культурным и моральным нормам данной страны Пропаганда же на телевидении (а теперь и в сети "Интернет") в форме рекламы и развлекательных программ потребления алкогольных и табачных изделий, насилия и аморализма - серьезная нерешенная проблема не только в России, но и в развитых странах. Поэтому государство должно сохранять возможность надежно контролировать соблюдение средствами массовой информации и другими провайдерами информационных услуг законодательства страны.
Вопрос о либерализации рынка услуг прямо сопрягается с проблемой поддержания национальной безопасности. Важнейший фактор последней -технологическая прогрессивность общества, способность к самостоятельному технико-экономическому развитию. Формирование "новой экономики" основано на производстве научных знаний, ставших важнейшим видом публичных благ, обеспечение которыми - обязательная функция постиндустриального государства. Компьютерное образование, становление "электронных правительств", глобализация систем обслуживания потребителей, развитие сетевых бизнес-сообществ и кооперации - таковы ключевые направления утверждения глобально-информационного технологического уклада. При всех очевидных позитивах этого прогрессивного процесса одновременно возникает угроза манипулирования сознанием пользователей сетей со стороны глобальных корпораций сектора "новой экономики". Информационный контроль над общественным мнением, вкусами и предпочтениями потребителей оказывается весьма эффективным инструментом установления мирового господства. Поэтому следует крайне осторожно относиться к проникновению транснациональных корпораций в информационно-телекоммуникационную сферу России: интерпретация их экспансии в терминах "оказания услуг" и "свободы торговли" совершенно неприемлема с позиций национальной безопасности (как такие "услуги" используются, показывают военные операции в Югославии и Афганистане). Российское государство обязано предпринять максимум усилий по формированию отечественной информационно-телекоммуникационной системы на основе госинвестиций и вложений частного национального капитала, уделив особое внимание защите этой системы от преступности и иностранной информационной агрессии.
Источник- не помню к сожалению