КОРНЕЙ ЧУКОВСКИЙ
Вы можете обвинить меня в дурном вкусе, но я очень не люблю поэзию Есенина и никогда не интересовался ею.
Встречался с ним не раз но встречи эти были мимолетные и не оставили во мне хороших воспоминаний. Желаю Вам успеха!

ВЕРА ИНБЕР
Вы спрашиваете о Есенине. Это был поэт исключительной лирической силы. Я люблю Есенина. Но он шел совсем другой дорогой, и мне с ним как-то не по пути.
Вы спрашиваете, какие недостатки я нахожу в его творчестве. Основным не то что недостатком, а скорее основной особенностью, далекой от меня, была его тематика. Я - прирожденная горожанка. Всю жизнь провела в больших городах, и стихия деревни, такая близкая Есенину,- далека от меня.
Вы спрашиваете о роли Есенина в русской советской поэзии. Его роль велика...

ВСЕВОЛОД РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
Поэзию Есенина люблю, так как вижу в ней полное и искреннее выражение чувств человека, любящего свою Родину - и в ее природе, и в основных свойствах русского характера.
Творчество Есенина ставлю высоко, потому что оно очень национально и вместе с тем включает в себя и общечеловеческие черты.
Из стихов Есенина люблю те, в которых проходят две близких ему темы-природа и любовь. Они пленяют необычной чистотой выраженного в них лиризма, основа которого, несомненно, лежит в близкой потому мелодике народной песни. Столь же свежа и его образная система - не книжная, не опосредствованная, а свойственная людям, живущим в непосредственном общении с миром окружающей их природы. Из поэм Есенина мне больше всего нравится "Анна Снегина", в которой несомненно есть что-то от пушкинских интонаций.
Недостатки Есенина? Их не так уж мало. Строго говоря, он не был взыскательным мастером стиха. Писал кровью, порою поддаваясь минутным, скоропроходящим настроениям - и потому иногда небрежно. Но в лучших своих достижениях он несомненно, поднимался до классической высоты - особенно в своей лирике.
О влиянии поэзии Есенина сказать можно было бы многое. И самое главное в том, что чистый лирический голос Есенина, так любимый простым народом я притом людьми различного уровня, очень резко выделяется на фоне поэзии, которую условно можно было бы назвать "книжной", своей удивительной непосредственностью и ярко выраженным мелодическим началом. Его стихи хочется петь, а они и в самом деле часто становятся песнями. Он и сам исполнял их, слегка напевая.
В заключение можно сказать, что широкая популярность Есенина - и в читательской, и в литературной среде - обусловлена тем, что его стихи - простые и ясные по своей форме - всегда насыщены глубоким внутренним волнением и с предельной искренностью выражают правду его жизни, о которых он предстал существом с другой планеты. Эта другая планета - деревня.

ПАВЕЛ АНТОКОЛЬСКИЙ
Трагическая гибель Есенина потрясла меня страшно, раскрыла его личность, его судьбу и значение заново, в ином неожиданном ракурсе, в ином - багровом освещении.
Когда, уже в 30-х годах, я писал свою поэму о Франсуа Вийопе, то у меня возникла невольная оглядка на Есенина, на его бездомность и неприкаянность - в культуре, в любом человеческом обществе. Из произведений Есенина я больше всего люблю "Москву кабацкую". "Исповедь хулигана - есть "урбанистический" цикл.
Теперь - на старости лет ясно вижу, что этот гениальный юноша ,навсегда оставшийся юношей в глазах новых поколений, вырастает с каждым годом. Вырастает, как мощное и вечно цветущее явление. Есенина поют! Это не кем-то сложенные песни, а нечто большее! Это первоначальное, первобытное свойство настоящей поэзии. Ведь поэзия сначала только звучала, была произнесена или спета; гораздо позже, лишь мною веков спустя ее стали читать.
Кажется, во втором абзаце я ответил и на третий Ваш вопрос. Вообще же я думаю, что формула "роль поэта в развитии..." и так далее это неудачная формула. Она годится для учебника, для литературоведения в дурном смысле термина, а не для самой поэзии, которая была, есть и будет становым хребтом всей данной культуры в целом (имею в виду национальную культуру)...

НИКОЛАЙ ТИХОНОВ
Большую лирическую силу, ту песенность и предельную искренность, которые так близки к народшым чаяниям разных поколений Есенин чувствовал не по наслышке. Его стихи пользуются большой популярностью у современных молодых людей. Они поются, как романсы и песни. Он - цельный поэтический характер, с трагической судьбой, - последний поэт деревни.Это не совсем так. Конечно, он оплакивал гибель старой деревни, старое отношение к родной природе, заменяющееся иным сегодня, но он поэт широкой темы - всечеловеческой, и его печаль, его грусть, его ощущения мира - это не только поля или хаты, это мир огромных радостен и печалей, огромных переживаний и жажда настоящей вдохновенной любви, смелости, дерзости, русской вольности. Он любит жизнь и поет о ней всем сердцем.
Можно подойти по-другому к его стихам, чисто индивидуально. Мне творчество молодого Есенина не кажется сильным. Поэт только начинает накапливать эту силу - нечто божественное в образах имажинистских - попытка не из удачных.
В последнии период, его слабый техниески, привычный, классической закваски стих был бы невыразительным, если бы он не пропитал его своей биографией и тогда этот стих зазвучал трагически и убеждающе, потому что в нем уже преобладала такая последняя искренность, которая заменяла вес красоты образного языка. В нем говорила сама судьба поэта. Эти стихи - как дорожные знаки по пути к безвыходному тупику.
В развитии русской советской поэзии он сыграл необыкновенно интересную роль. В те годы господствовало много разных поэтических школ. Но Маяковский и Есенин представляли как бы основное деление напраплсний. Все приема поэтов, чьи имена стали во главе новой поэтической эпохи, были совершенно противоположными друг другу. Искренняя классическая интонация, песенность - Есенина, и - разговорная, прозаическая и насыщенная условной гиперболическом речью - Маяковского, говорили и о богатстве поэзии.

ИЛЬЯ СЕЛЬВИНСКИЙ
Есенина очень люблю: это сердечный лирик и великолепный живописец. Что касается его недостатков, то у меня есть на это своя точка зрения. У большого поэта недостатков не бывает. Какие-то грани его творчества могут нам не нравиться, но это не значит, что перед нами недостатки. Нет, это говорит лишь о том, что мы столкнулись с такими чертами его личности, которых не умеем объяснить. Больших мастеров надо изучать; они не подлежат критике? Орел ведь не канарейка.
Роль Есенина в развитии русской поэзии своеобразна.Он далеко двинул вперед поэтическое ощущение природы. До Есенина в поэзии почти не было березы, после Есенина она стала символом русской поэзии. Но этим не исчерпывается значение этого поэта. В своем творчестве Есенин с предельной откровенностью обнажил основные противоречия души человека переходного периода - от капитализма к социализму. А откровенность в поэзии один из лучших показателей талантливости натуры.

АЛЕКСАНДР ПРОКОФЬЕВ
Стихи Есенина мне нравятся, особенно нравятся «Персидские мотивы», лирика. Он вообще лирик в каждой своей строчке. Не считаю его удачей «Москву кабацкую» и слабо воспринимаю некоторые его имажинистские вещи. Во всей остальной своей работе он для меня светел.

МИХАИЛ ИСАКОВСКИЙ
Поэзию Сергея Есенина я очень ценю и люблю... Особенно мне нравятся его лирические стихи (почти все), а также поэмы такого типа, как например, «Анна Снегина». Когда-то в юности я очень сильно увлекался поэмой Есенина «Пугачев», но потом она перестала мне нравиться, т.к. написана она все же довольно вычурным языком. (Она была написана, по-видимому, в период увлечения Бсенина имажинизмом.)
Определенно мне не нравятся стихи Есенина из так называемого цикла «Москва кабацкая». Не нравятся и некоторые другие стихи Есенина, которые у нас принято называть упадочническими. Все это я считаю недостатком творчества Есенина.
Вкратце же я могу сказать, что Есенин, по моему мнению, оказал большое влияние на развитие советской поэзии. Это влияние, по-видимому, продолжается и сейчас.
...Извините, что ответы столь кратки. Я сейчас довольно серьезно болен, нахожусь на лечении в санатории и мне трудно чем-либо заниматься.

АЛЕКСАНДР ЖАРОВ
Есенина я считаю поэтом не меньшим, чем Маяковский. При этом я не противопоставляю этих двух поэтов друг другу. Они разные по характеру, по манере, по подходу к явлениям жизни. Но для меня они - две стороны одной медали, золотой медали русской поэзии.
У Есенина почти все отмечено печатью большого, оригинального дарования.в том числе и его больные (кабацкие) стихи. Но более всего меня потрясают его стихи о России, о природе, о любви к людям и ко всему живому на земле.
Недостатки есенинского творчества, по-моему, не снижают его значения. Не хочется говорить о них. Скажу лишь, что мне неприятен налет чуждых Есенину формалистических влияний, который можно видеть в отдельных стихах или строфах («рваные животы кобыл, черные паруса воронов» или «любители песенных блох» и некоторые другие вольности, являющиеся мальчишеской данью Есенина имажинизму).
Роль Есенина в развитии русской (и не только русской) советской поэзии весьма значительна. Мне думается, что роль эта будет возрастать по мере роста в нашей стране коммунистических отношений.

АЛЕКСАНДР ТВАРДОВСКИЙ
Что касается Есенина, отвечаю кратко: я не испытал его влияния. разве что в самом раннем, бессознательном возрасте, когда только что начинал писать. Его лирический дар я признаю, но не склонен преувеличивать его значение, влияние на развитие нашей поэзии. Для меня в юношеский период куда большее значение имел Михаил Исаковский с его реализмом в изображении деревни (об этом Вы могли прочесть в моей «Автобиографии»), хотя сам Исаковский в то время как раз был под заметным влиянием Есенина. Так бывает!..

НИКОЛАЙ ГРИБАЧЕВ
Не чья-то злая воля, а рука истории наложила свою печать на творчество Сергея Есенина - одного из ярчайших и удивительнейших представителей русской поэзии.
Не приемлю кабацких стихов, «Черного человека» и всего того, что к этому близко - здесь вроде бы и остается еще есенинская искренность и живописность, но утрачивается цельность и непосредственность натуры поэта, чистота души. Он как бы искусственно, без достаточного внешнего и даже внутреннего повода доводит себя до крика и срывает голос. Малоубедительной становится интонация, электри ческой - образная система, ибо кричать в меру боли -дело нормальное, а делать из боли как бы предмет самолюбования -значит, изменять поэзии...
Школы Есенин не породил и не мог породить. Почему? Потому, я думаю, что форма не может развиваться последователями в отрыве от содержания а содержание, мир есенинской поэзии ушел вместе с ним...

ЯРОСЛАВ СМЕЛЯКОВ
Считаю необходимым сказать, что творчество Есенина сыграло большую роль в нашей поэзии и что все известные мне писатели относятся к Есенину уважительно и нежно и все мы до сих пор горюем о его ранней и трагической смерти...

СЕРГЕЙ СМИРНОВ
Мне представляется, что в русской советской поэзии Есенин является звездой первой величины... Если бы я был ваятелем, я бы изобразил Серея Есенина не просто красивым русским человеком, а человеком -несущим на протянутой ладони собственное сердце, и это было бы выражением доверия к людям, верой в грядущее, где по праву займет свое почетное место пронзительная, напевная, нежная, образная и навечно молодая муза этого редкостного русского умельца слова...
Если взять всех современных поэтов, то Есенин был и остается для меня - самым первым, даже по количеству стихов, дорогих мне... Я бы не хотел говорить о недостатках в творчестве Есенина, но мне какими-то чужими кажутся все стихи и поэмы, где Есенин рядится в одежду инока, оперирует церковными речениями. Тут он, по-моему, выглядит театрально и эти его произведения не пользуются широкой популярностью... Ясность, искренность, предельная простота, нигде не переходящая в простоватость, образность, внутренний, лишенный афиширования патриотизм,- вот свойства, которые наследует от Есенина русская советская поэзия.

ВИКТОР БОКОВ
Я всегда считал и считаю, что Есенин — величайшее национальное явление в русском искусстве.
Я выделяю его из круга поэзии в круг искусства, потому что в Есенине выразилось много сторон народного искусства — и орнамент, и живописность, и певучесть, и образность, которой в такой силе проявления и яркости ни у кого из русских поэтов больше нет, разве только есть в гениальном «Слови о полку Игореве».
Я ставлю Есенина рядом с Андреем Рублевым. Оба они апостолы певучей человечности, оба изрекли из русского быта великие создания художественного духа, оба пропели нежную песню живой плоти, паря на крыльях великого одухотворения.
Я принимаю Есенина всего целиком и никогда не думал, какие недостатки в нем есть. Хотя все поэты-современники в один голос теперьпоют хвалу Сергею Есенину, но, думаю, глубинного постижения этого гения многим из них не хватает. Понять Есенина во всей его глубине без глубокого понимания русского народного искусства в единстве стиля, во всей его совокупности - нельзя.
Усваивают часто только одну из сторон его поэзии: или искренность и автобиографичность, или живописность стиха, или его музыкальность. А его свечение, его грешную молитвенность перед плотью - многие не осознают, но это не вина Есенина. Для меня поэзия Есенина, как древняя церковь Покрова на Нерли -стоит, белеет на зеленом лугу и из дальних веков седой старины зовет меня, современника, к себе, присесть. отдохнуть, подумать, кто я, человек, есть, что я на земле должен делать, как я обязан относиться к своему ближнему.
Есенин — ярко-зеленая травинка под ослепительно синим небом России. Она и бессильна и могуча, ее можно примять, но можно и обойти. Есенин - природа, Есенин - дух, Есенин — великая любовь, которая, собственно, и творит все лучшее, что есть на земле...

КОНСТАНТИН СИМОНОВ
Объективно Сергей Есенин, конечно, высоко-даровитый и замечательный поэт, но субъективно его поэзия для меня всегда была очень далека. Я ею не увлекался ни в молодости, ни в зрелые годы...
В русской поэзии 19 века я больше всего люблю Пушкина и Лермонтова; в русской поэзии 20 века я больше всего люблю Блока, Маяковского и Твардовского.

МАРГАРИТА АЛИГЕР
...О Сергее Есенине. Я очень высоко ценю этого поэта, считаю его существование событием в русской поэзии, и в юности моей были такие периоды, когда я очень им увлекалась. Но, становясь старше и взрослее. я все больше от него отходила, он все реже бывал мне интересен и необходим. В его поэзии, столь волнующе пленительной и музыкой своей и эмоциональным строем, мне недоставало интеллектуальности, разнообразия и глубины мысли. Подчас она казалась мне чересчур эгоцентрической, даже порою самовлюбленной, а этого я в искусстве не люблю. Я не знаю, можно ли назвать эти мои ощущения недостатками в творчестве Есенина.может быть, это только мои субъективные ощущения, объясняемые моими, а не Есенина. недостатками. А может быть, это объясняется тем. что он был еще так молод, когда писал все, что нам осталось... Меня, разумеется, и сейчас трогают отдельные лирически стихи, очень уж они тонки, музыкальны, эмоциональны, но больше всего другого я предпочитаю более зрелые вещи: «Анну Онегину», «Черного человека»...

ВЛАДИМИР СОЛОУХИН
Есенин — великий русский поэт. Больше всего люблю, пожалуй, поэму «Анна Онегина». О недостатках большого поэта говорить трудно, хотя они есть у каждого.
Есенин бесспорно оказывает большое влияние на всю последующую поэзию и будет его оказывать...

БУЛАТ ОКУДЖАВА
Есениным я «переболел» в юности. Отдавая высокое должное его таланту, я все-таки не отношу его к числу своих любимых поэтов: мне с ним немного скучно. Многие из его вещей нравятся мне, перечислять долго.
Поэзии необходимо сочетание интеллекта и поэтичности. Первым Есенин обладал в малой степени. Может быть, это мешает мне принимать его полностью.
Влияние Есенина на советскую поэзию огромно, если говорить о советской поэзии 30-х годов.
Боюсь, что Вас не смогут удовлетворить столь краткие и банальные ответы, но подробнее в письмах - не умею.

ЕВГЕНИЙ ВИНОКУР
Я очень люблю и ценю Есенина считаю, что он имел самое прямое влияние на мое творчество. Есенин для меня - один из важнейших поэтов.- принципиально важных. Его недостаток - некая однообразность если это можно считать недостатком а не своиством его.

РИММА КАЗАКОВА
Есенина я люблю как очень русского поэта. Все мы дети своей родины, своего языка, это у нас в крови Есенин человечен, честен, народен и это, мне кажется, главная причина его огромной популярности. Не буду перечислять свои любимые стихи - я воспринимаю Есенина как-то целиком, и эта цельность затрудняет также разговор о недостатках поэзии Есенина. Большинство их проистекают как раз из этой цельности и являются обратной стороной достоинств. В этом смысле, на мой взгляд у Есенина по отношению к какому-нибудь другому поэту недостатков не оольше. чем, скажем, у блондина в сравнении с брюнетом. В своем роде он превосходен, пел, как птица, во все легкие, и его не хочется анализировать, а хочется приникать к нему, как приникают в лесу к ручью, когда хотят напиться.
После Есенина нельзя писать стихи выспренне, бездушно, притворяться, что ты лучше, чем есть на самом деле. Его поэзия не дает нам сфальшивить, как камертон - хору, задает тон искренности, любви к человеку, к родине. В его стихах свежо, вкусно, волнующе до слез звучит наш богатый,здвеликолепный язык, наша гордость и радость.

БЕЛЛА АХМАДУЛИНА
К поэзии Есенина я отношусь с нежностью и ценю ее высоко - если следовать выбранной Вами формулировке.
Я более суть ее люблю, всю ее сразу, чем то или иное стихотворение. Все же назову: «Мы теперь уходим понемногу», «Не жалею, не зову, не плачу», «Выткался над озером...», «Разбуди меня завтра рано», «Анна Снегина», «Пугачев».
О недостатках поэзии Есенина судить не смею, тем более так поспешно. Да и нужно ли это? - с течением времени и недостатки поэта становятся достоинствами его своеобразия. Скажу только, что печаль Есенина ближе мне. чем его разум,— я из его творчества извлекла много эмоциональных уроков, и не извлекла уроков технических. Предмет его поэзии более меня привлекает, чем слово, которым он обозначен. Впрочем, все это требует более точного и глубокого объяснения.
Я думаю,- что движение русской литературы Есенину многим обязано.Он всем напомнил и напоминает, что поэзия - не лукавый вымысел, а точное объяснение обширной и мятежной жизни человеческого духа. В Есенине — все истинно и всерьез, в речи его - полная горестная свобода.
Разумеется, эту справедливую скороговорку можно отнести и к любому другому подлинному поэту. Мое отношение к Есенину таково, что я любила его много, а думала о нем - мало... Спустя 30 лет, в канун 100-летия С. Есенина от имени редакции «Российской провинции» литературный критик Инна Ивановна Ростовцева попросила ответить на вопросы профессора Г.Маквэя о Есенине известных современных российских поэтов. Публикуя полученные ответы, редакция полагает, что они окажутся столь же уникальным документом (по истории русской литературы XX века), какими были для своего времени ответы, собранные Г.Маквэем.